Существующие философские концепции о Душе

Часть 3 

В этом видео мы хотим поговорить о самом загадочном и малоизученном Вышестоящем Разуме -Душе.

Никто не знает точно, что это такое и как она выглядит, но большинство людей убеждено в том, что Душа существует.

Понятие Души в нашем пространстве относят к независимому значению: «есть и все», «существует и ладно». В словарях, понятие Души трактуется в тысячах значений, и, если их все соединить, получится полная абстракция, неразбериха, хаос.

Прежде чем излагать нашу концепцию знаний о Душе, мы решили провести обзор текущего информационного пространства, для того чтобы у вас сложилось общее понимание, как современная наука, религия, философия, различные существующие ныне учения освещают этот вопрос.

Что такое Душа, и откуда она происходит?

По современным представлениям понятие Души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда и растения. Ранние представления о Душе были тесно слиты с верой в духов.

С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о Душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о Душе, как о дыхании, происходящем извне.

В греческой философии Душа понималась, как некая субстанция. Ей сначала приписывали свойство тончайшей материи, находящейся в крови.

По Платону, Душа является бессмертной, нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека Душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания — лишь воспоминание забытых идей, познанных Душой до рождения.

У Пифагора, Душа , обладает памятью о прежних инкарнациях, он отождествлял Душу с психическим «Я».

Бестелесный статус Души впервые был обоснован в философии Аристотелем.

В европейской культуре существует представление о бессмертной бестелесной Душе, органично связанное с религиозным пониманием бессмертия.

Религиозная, а точнее христианская философия, связывает феномен Души с Богом-Творцом мира, который наделяет бессмертной Душой каждого человека.

У православной церкви нет догматического суждения по этой теме, есть просто мнения разных христианских авторитетов. Ни у кого из них не было единого взгляда на место Души в составе человека.

Существовало мнение, что человек является соединением Души и тела, причём именно это соединение, а не одна только Душа и составляет сущность человека. Подчеркивалась неразрывность и уникальность связи конкретной Души с конкретным телом человека.

Классическое христианское учение о Душе складывалось в творчестве Григория Нисского и Августина. Согласно их теории, Душа, есть в первую очередь Разум, она бестелесна и пребывает во всех частях тела, оживляя его, а тело является инструментом Души.

Душа в арабско- мусульманской трактовке нередко отождествлялась с духом. Согласно Корану Бог, сотворив первого человека – Адама, вдохнул в него Душу. Потомки Адама получают её в утробе матери через посредство особого ангела. Разлучённая с телом после смерти, Душа воссоединится с ним в Судный день.

По версии Каббалы Душа – это духовный орган, постепенно зарождающийся в человеке, находящемся в нашем мире. Рождение Души означает последовательное развитие ощущения, вызванного воздействием духовных сил, появление новых альтруистических желаний, возникновение минимального восприятия Творца. Таким образом, наряду с физическим телом, живущим по законам физиологии, в человеке появляется тело духовное, существующее в мире духовном. Как без знания законов природы и общества мы не смогли бы физически существовать в этом мире, так и наша Душа, наше духовное тело не сможет пребывать в духовном мире без знакомства с его природой. Верно и обратное: человек, не имеющий духовных знаний, никогда не обретет Душу, поскольку немедленно навредит ей.

В буддизме понятие Души рассматривалось в зависимости от того, какой теории о духовном мире придерживается и что проповедует тот или иной адепт в духовной сфере. В зависимости от этого и понятие Души трактовалось с различных точек зрения:
— По мнению Наставника, верующего в вечность, Душа вечна, она существует и после смерти.
— Наставник, выступающий материалистом, бы уверен в том, что Душа временна и перестает существовать после смерти человека.
— Наставник – Учитель Будда, отрицал существование как постоянного, так и временного духа.

В ведической философии — Душа сопостовляется с личностью человека. На санскрите Душа – джива. Корень «джив» означает «быть», «оставаться живым». Душа описывается в Бхагавад-гите следующим образом: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело»

Согласно ведической философии, вечные Души, придя из духовного мира в материальный, одевают на себя оболочку материального тела и под влиянием иллюзии (майи) начинают отождествлять себя с материальным телом. Веды утверждают, что в результате ложного самоотождествления с телом, Душа вынуждена страдать. Поскольку физическое тело подвержено болезням, старению и смерти, то отождествление с ним приносит вечной душе страдание в материальном мире.

Душа описывается как бессмертная, то есть не имеющая начала или конца. Таким образом, она не создается Богом. Согласно Ведам, она является частицей Бога.

В философии 17–18 вв. понятие Души трактовалось по разному . В философии Декарта Душа отождествлялась с умом , мыслящая Душа по его версии составляет существо человека, воображение и чувства. Проблема взаимодействия Души и тела стала одной из центральных в философии этого времени.

Проблемы Души широко обсуждались в русской психологии на рубеже 18–19 вв. (Д. С. Аничков, А. Н. Радищев, А. И. Галич, А. П. Колыванов). Аспекты Души рассматривались как проявление общекосмической силы.

Вопрос существования Души мучил не одно поколение учёных мужей. Ведь научный подход к жизни не отменял у многих из них веры в Бога, вот только требовал не слепого поклонения, а поиска доказательств.

Все мировые религии уверены: душа есть у каждого человека, но никому прежде не удавалось прикоснуться к ней, если не руками, то хотя бы приборами.

Учёные имели разный подход к исследованию сущности души.

Один наш соотечественник, профессор Константин Коротков, в Санкт-Петербурге снимал ауру умирающих и доказал, что свечение продолжалось и после смерти, постепенно сходя на нет. Тело как бы превращалось в неодушевлённый предмет. А аура растекалась в пространстве. Что доказывало: энергетическая оболочка живёт дольше организма.

Другой россиянин, профессор из Барнаула Павел Госьков, несколько лет назад сумел доказать наличие у каждого Души, неповторимой, подобно отпечаткам пальцев.

В 2013 году американские и японские ученые заявили, что после 27 лет исследований им наконец удалось раскрыть тайну Души. С помощью специальных приборов они не только смогли зафиксировать выход Души из тела, но определили материю из которой она состоит. Оказалось, что человеческая Душа – это сгусток протонно-нейтронной структуры, который полностью повторяет структуру человеческого тела.

Профессор Аризонского университета — Стюарт Хамерофф сделал вывод о том, что душа на самом деле бессмертна, и является квантовым скоплением продуктов жизнедеятельности головного мозга, а хранится она в нейронах.

В современной психологии 21 века, Душа — это психическая система, которая выполняет ряд определенных функций и в целом определяет сущность каждого человека, его индивидуальность, характер, духовно-нравственную суть, его «Я» — в том числе, и смысл его жизни. Согласно этой концепции, основополагающий, общий СМЫСЛ любой души сама ЖИЗНЬ — со всеми ее радостями и разочарованиями, удачами и невзгодами, целями и полным их отсутствием (по всем сферам человеческой жизнедеятельности), начиная от зачатия, зарождения и заканчивая смертью.

В эзотерической концепции в современное время, одним из самых фундаментальных и серьезных исследований о Душе, является информация Села Рейчала. Она охватывает многообразие вопросов, связанных с эволюцией Души. Сэл Рейчел – это американский мистик, ченнелер, целитель.

По его информации, Душа является крошечной искоркой Божественного Света. Он впервые описал фрагментацию Души по нисходящей линии с бОлее высоких плотностей в бОлее низкие.

По его информации путешествие Души начинается с погружения в низшие миры и медленного пробуждения к своей высокой природе. Душа отправилась на периферию Творения, исследовать проявленные сферы, где всё возможно.

Одним из проявлений могущества Души является способность Со-Творять, экспериментировать в огромном диапазоне разных энергий и переживаний — от экстаза до ужаса. В отличие от статичного, неменяющегося божества, представленного в разных религиях, по информации Села Рейчала, Бог растёт и развивается, посылая свои аспекты в виде Души, выражая себя посредством человека – индивида и других, многочисленных жизненных форм.

Определение Души в большой российской энциклопедии:

ДУША́ — фундаментальное понятие, представленное в различных культурах, религиях, философских учениях широким спектром значений: как универсальное жизненное начало, витальная сила, присутствующая в каждом живом существе ; как нематериальная бессмертная субстанция, придающая целостность и непрерывность индивидуальному существованию; как субстрат всех сознательных и бессознательных психических процессов, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, свойство характера, основные черты личности, обычно противопоставляемая телу.
———————————
Наши исследования в области существующих концепций знаний о Душе не являются научно-исследовательской работой в этой области. Задачей и целью этого ролика является показать разнообразие существующих точек зрения о таком понятии, как Душа. Несомненно, существуют и другие философские трактовки, о которых мы не упомянули в этом видео.

Итак, подведя итог всему вышесказанному мы видим, что в разных концепциях понятие Души представлено по разному:
• В религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни,; бесплотное существо, остающееся после смерти тела человека.
• В психологической терминологии — совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека, его внутренний мир.
• В эзотерической концепции – крошечная искра божественного света, путешествует в космосе, воплощаясь в разных сферах, измерениях и мирах. Наделенная свободой воли, выбирающая из бесконечных возможностей те уроки, которые хочет получить.

Концепция знаний о Душе, которую мы хотим осветить в нашем следующем видео, не претендует на истину в последней инстанции, однако вполне возможно, дополнит и сформирует у вас более целостную картину такого понятия как Душа.

Продолжение следует…

Current philosophical concepts of the Soul

Part 3 

In the video we will be talking about the most mysterious and barely explored Higher Intellect — the Soul.
No one knows exactly what it is or what it looks like, but the majority are convinced that the Soul exists.

The concept of the Soul in our life seems rather autonomous – «it is simply there, period», «it exists, so be it». In various thesauri the concept of the Soul will be interpreted in myriads of ways, which altogether will boil down to total abstraction, confusion and chaos.

Before we introduce our own concept of the Soul we would like to examine the current information space for everyone to get an insight on how modern science, religion, philosophy and various other existent teachings have been dealing with the issue.

What is the Soul, what are its origins?

Nowadays the concept of the Soul is believed to be rooted in the animistic faith in special powers present in the body of humans, animals and ocassionally plants. Early concepts of the Soul were fused with beliefs in spirits.
Since antiquity humans have been exploring the difference between the living and the inanimate. Alongside the evolvement of mythological thinking the concept of the Soul as an attribute of a living being has been formed. The observation of living beings’ breathing, which would vanish after their death, fostered the ancient beliefs about the Soul being a breath originated from outside.

In ancient Greek philosophy the Soul was regarded as a substance. It possesed attributes of a finest matter found in the blood.
According to Plato’s doctrine the Soul was immortal and immaterial, and it preceded the existence in a physical body. Before its incarnation in a human body the Soul contemplated ideas in the spiritual world, and after entering the body it would «forget» them. Hence were Plato’s speculations on all knowledge being just recollection of forgotten ideas cognized by the Soul before birth.
Pythagoras argued that the Soul possessed memories of antedecedents, he equated the Soul to the psychic Self.
The incorporeal nature of the Soul was first established in philosophy by Aristotle.

In European culture there is a concept of immortal incorporeal Soul blended in with the religious concept of immortality.
Religious, namely Christian philosophy connects the phenomenon of the Soul to God the Creator who grants an immortal Soul to every human.
The Orthodox Church has not been adherent of a particular doctrine on the issue voicing just opinions of various Christian authorities. None of them have formed a uniform judgement of the role of the Soul in the composition of man.

The human being has been also regarded as a fusion of the Soul and the body, so that the whole, not just the Soul, constitutes the essence of man. Continuous and unique bond between a specific Soul and a specific human body has been emphasized.

The classical Christian doctrine of the Soul was co-creation of Gregory of Nyssa and Augustine. They viewed the Soul primarily as an incorporeal intellect that resides in all parts of the body animating it, while the body is an implement of the Soul.

The Soul in the Arabic-Islamic tradition has been frequently identified with the Spirit. As written in the Quran, when God created the first man Adam, He breathed the Soul into the latter. Descendants of Adam obtain their Soul in their mother’s womb with the help of a designated angel. Separated from the body after death the Soul will be reunited with it on the Judgment day.

In Kabbalah the Soul is a spiritual organ that gradually grows within the humans in the physical world. Birth of the Soul implies gradual development of senses influenced by spiritual forces, rise of new altruistic desires and elementary perception of the Creator. Thus along with the physical body that lives by physical laws there emerges the spiritual body that resides in the divine realm. Just like we would be unable to physically exist in this world without knowledge of natural and social laws, so our Soul, i.e., our spiritual body will be incapable of remaining in the divine realm without studying its nature. The opposite is also true: a person deprived of spiritual knowledge will never obtain the Soul as harm might be immediately caused to it.

In Buddhism the concept of the Soul has been dependent on the followers’s adherence to one or another outlook at the divine world as well as the follower’s spiritual teaching. Thus the concept of the Soul has been interpreted from different viewpoints:
— A mentor who believes in eternity would profess eternity of the Soul, i.e., the Soul’s existence after death.
— A materialistic teacher would insist that the Soul is temporary, i.e., it ceases to exist after a person’s death.
— The Buddha denied the existence of both imperishable or transient spirit.

In Vedic philosophy the Soul is associated with the person’s personality. The Sanskrit word for the Soul is Jiva, where » jiv «stands for » being», «being alive». The description of the Soul in the Bhagavad-Gita (BG 2.20): «The soul is neither born, nor does it ever die; nor having once existed, does it ever cease to be. The soul is without birth, eternal, immortal, and ageless. It is not destroyed when the body is destroyed.»

In Vedic philosophy eternal Souls begin to identify themselves with the body under the influence of illusion (Maya) after descending from the spiritual world into the material world and into the physical body . The Vedas assert that the erroneous identification with the body forces the Soul to suffer. As the physical body is subject to diseases, aging and death, the identification with it brings misery to the eternal Soul in the material world.
The Soul is described as immortal, i.e., it has no beginning nor end. Thus it is not created by God. According to the Vedas, it is a particle of God.

In the philosophy of the 17th-18th centuries the concept of the Soul was interpreted in different ways . In Descartes ‘ teachings the Soul was identified with the mind; the thinking Soul constitutes the human being, imagination and senses. The interaction of the Soul and the body became one of the central issues in the philosophy of the epoche.

The subject of the Soul was widely debated upon among Russian psychologists at the turn of the 19th century (e.g., D. S. Anichkov, A. N. Radishchev, A. I. Galich, A. P. Kolyvanov). The aspects of the Soul were considered to be manifestations of a global cosmic power.

The question of the existence of the Soul has tormented generations of scientists. The scientific approach to life would not revoke faith in God in many of them though requiering not merely blind worship but search for evidence.

All global religions believe that every human has a soul, but no one has ever been able to touch it with hands nor at least detect it with devices.

Scientists have had different approaches to studying the essence of the Soul.

One of our countrymen, Professor Konstantin Korotkov from St. Petersburg photographed the aura of dying people to find out that the glow continued after death, then gradually fading away. The body turned into an inanimate object while the aura spread out in space thus substantiating that the energy membrane outlived the body.
A few years ago another Russian scientist, Professor Pavel Goskov from Barnaul, managed to give evidence for the fact that every human possesses a Soul as unique as fingerprints.
In 2013 some American and Japanese scientists declared that after 27 years of research they had finally managed to unfold the mystery of the Soul. With the help of special devices they were able to record the moment of the Soul’s parting from the body as well as to discern the matter of which it was composed of. The human Soul turned out to be a clot of protons and neutrons, which precisely duplicated the structure of a human body.

Professor Stuart Hameroff of the University of Arizona concluded that the Soul was actually immortal representing a quantum accumulation of brain activity products stored in neurons.

In the 21st century psychology the Soul is a mental system with a number of functions, that generally determines the essence of a human being — a person’s personality, character, spiritual and moral substance, their «Self» as well as the meaning of life. The fundamental general meaning of life for any Soul is life itself — with all its joys and disappointments, successes and adversities, goals or complete absence of those (in every area of human life) from conception and birth to death.

In the modern esotericism Sal Rachele offers one of the most fundamental and serious studies covering a range of issues related to the evolution of the Soul. Sal Rachele is an American mystic, channeler and healer.
Sal Rachele designates the Soul as a tiny spark of Divine Light. He was the first to describe the Soul fragmentation downwards from higher to lower densities.

The Soul journey begins with a descent into lower worlds and a slow awakening to its higher nature. The Soul has set off on a journey to the periphery of the Creation to explore the manifested realms where everything is possible.

The power of the Soul is amongst other manifested through the ability to co-create and experiment within an immense range of energies and experiences — from ecstasy to horror. Sal Rachele points out that in contrast to the static unchangable deity represented in different religions God grows and evolves sending out His aspects in the form of the Soul thus expressing Himself through the human individual and numerous other life forms.

Definition of the Soul in the Great Russian encyclopedia:

The Soul is a fundamental concept represented in various cultures, religions and philosophical doctrines and widely ranged in connotations such as a universal source of life, a vital force present in every living being, an immaterial immortal substance lending integrity and continuity to individual existence, a substratum of all conscious and unconscious mental processes, the ability to sense, think, perceive, feel and express volition, character feature and basic personality traits, usually opposed to the body.
———————————
The present review of existing concepts of the Soul is not to be regarded as scientific research in the field. The aim of the video is to show the diversity of opinions on the concept of the Soul. No doubt there are some other philosophical interpretations we might have left out here.

To sum it all up we can conclude that the concept of the Soul is presented differently:
* In religious and idealistic doctrines — as an immaterial source of life, an incorporeal entity imperishable after death of a human body.
* In the psychological terminology — as a set of mental phenomena, experiences, as the basis of a person’s mental life, inner world.
• In the esoteric concept — as a tiny spark of Divine Light that travels in space incarnating in various realms, dimensions and worlds. Endowed with free will it has endless potential to choose the lessons it desires to experience.
The concept of the Soul we would like to shed light upon in our next video might not claim to be the ultimate truth, but chances are that it may complement the category and help form a more holistic view on the phenomenon the Soul.

To be continued…